ФГОС для детей с особыми образовательнымии потребностями

   

Муниципальное учреждение 

"Управление образования администрации МО города Горно-Алтайска" 

649000, Республика Алтай

г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 18

 

ФГОС для детей с особыми образовательнымии потребностями

 

 

ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья с 1 сентября 2016 года.

   В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития), способности к освоению образовательных программ  имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям.

   Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания.

   Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире - вероятным, но вовсе не обязательным следствием слепоты. Поэтому уровень психического развития обучающегося с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего (дошкольного) обучения и воспитания. Дети с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

   Доступ к образованию для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, закрепленный в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), обеспечивается созданием в образовательных организациях специальных условий обучения, учитывающих особые образовательные потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

Основными  эффектами  внедрения  федерального  государственного образовательного стандарта  начального  общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), определяющими его место и значение в общей системе образования РФ, являются:

  • обеспечение доступности качественного образования всем категориям учащихся  за  счет  сохранения  и  модернизации  системы  специального образования, системного становления инклюзивного образования, развития форм семейного образования школьников с ОВЗ;
  • повышение  инновационного  потенциала  базового  образования обучающихся  с  ОВЗ,  в  том  числе  за  счет  реализации  деятельностного, компетентностного,  личностно-ориентированного,  культуросообразного подхода в образовании, особого структурирования содержания образования, в  том  числе  через  выделение  в  качестве   компонентов  «академической грамотности» и «жизненной компетенции»;
  • модернизация  институтов  системы  образования  РФ,  усиление  их роли  и  возможностей  в  обеспечении  социального  развития  лиц  с  ОВЗ, повышения  конкурентоспособности  выпускников,  формирования комфортной  социокультурной  среды,  в  том  числе  и  через  изменение  в подходах  к  внеурочной  деятельности,  к  сетевому  взаимодействию,  к расширению  зоны  социальных  контактов  в  образовании  и  к   включению родителей в образование школьников;
  • единение  образовательного  пространства  РФ,  обеспечение преемственности  общего  образования  на  разных  его  ступенях  и  вариантах, создание  основы  для  разумной  вариативности  в  содержании  образования  и путях  его  изучения  школьниками  с  ОВЗ  с  учетом  региональной  специфики социокультурных потребностей;
  • совершенствование профессиональной компетентности педагогов,  создание  центров  методической  поддержки,  «комбинированных школ» и т.д.;
  • формирование  концептуальной  основы  для  разработки  нового поколения  учебников  и  учебно-методических  материалов,  в  том  числе и  на основе применения ИКТ при обучении детей с ОВЗ.

   Возможные варианты деятельности образовательных организаций в период внедрения ФГОС  НОО для обучающихся с ОВЗ:

  • разработка адаптированных образовательных программ  для   глухих,  слабослышащих, слепых,  слабовидящих  обучающихся,  учащихся  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата  (НОДА),    задержкой  психического  развития  (ЗПР), тяжелыми  нарушениями  речи  (ТНР)  и  расстройствами  аутистического спектра (РАС);
  • разработка адаптированных образовательных программ для  обучающихся  с  умственной отсталостью.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ вводится с 1 сентября 2016 года.    Требования ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  будут распространяться только на классы,   которые  формируются  на первый год обучения в  год внедрения Стандарта.

 

Дата последнего обновления страницы 19.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения